Этап 5

Девятый вал 19.04.14-26.04.14

Уважаемые участники,
развитие критического мышления - это приоритетная задача образовательного или исследовательского проекта. Поэтому на заключительном этапе Вам предстоит разработать задание на развитие критического мышления участников телекоммуникационного проекта. 

Цель этапа: разработать задание в котором реализуется один из приемов ТРКМ.

Задание
Часть I (надо выполнить до 24 апреля) 
  1. Познакомиться с ТРКМ (при необходимости). Подробнее о ТРКМ.
  2. Разработать задание в соответствии с ТРКМ для телекоммуникационного проекта.
  3. Подобрать  сервис Web 2.0, который позволит реализовывать прием из ТРКМ. Примеры сервисов можно посмотреть здесь
  4. Разработайте критерии оценивания для своего задания. Рекомендации для разработки критериев оценивания можно посмотреть здесь.
  5. Разместите задание и критерии его оценивания в своем блоге.
  6. Заполните таблицу продвижения.
Часть II
  1. Оставьте рефлексивный отзыв в комментариях на этой странице, в котором расскажите об особенностях использования приемов ТРКМ в телекоммуникационном проекте.
  2. Посмотрите задания других участников и оставьте комментарии в блоге любого другого участника по правилу 3+2+1 - 3 раза похвалить, сделать 2 замечания, дать 1 рекомендацию.
Максимальная оценка за работу на этапе - 12 баллов.


ВНИМАНИЕ! Прежде чем приступить к выполнению задания изучите критерии оценивания задания. 

Для выполнения задания Вы можете использовать любой подходящий сервис Web 2.0. 

40 комментариев:

  1. Ключевым девизом ТРКМ можно считать слова Б.Шоу "Единственный путь к знаниям - это деятельность". Каждый из сервисов Web 2.0 позволяет, так или иначе, реализовывать приёмы данной технологии. Главная задача организаторов любого телекоммуникационного проекта - методически грамотно осуществить выбор сервисов Web 2.0, сообразно цели проекта. Чтобы телекоммуникационный проект не был превращен в "радугу сервисов Web 2.0". И ещё одно наблюдение, как показало участие в данном этапе, выбор сервиса - это ещё полдела, необходимо чётко продумать и прописать критерии выполнения задания.

    ОтветитьУдалить
  2. Целью технологии РКМ является обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. ТРКМ позволяет существенно повысить интерес к изучаемому материалу и к процессу обучения, развивает умение самостоятельно обрабатывать информацию и повышает эффективность ее восприятия, формирует навыки диалогического общения и работы в коллективе. Сервисы Web 2.0 позволяют реализовать данные задачи. Выбор сервиса зависит от целей и задач телекоммуникационного проекта, предполагаемых заданий на этапах и количества участников.

    ОтветитьУдалить
  3. Схема "Фишбоун" представляет собой графическое изображение,помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем, результатов. На сайте http://www.classtools.net/samples/fishbone много различных продуктов, в том числе схема фишбоун. Заполнять её очень просто. Зарегистрируйтесь и используйте!

    ОтветитьУдалить
  4. В качестве приема РКМ в своём проекте я использовала синквейн на этапе рефлексии. Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.Он не требует особых временных затрат, но имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от ребёнка реализации практически всех его способностей. Использование синквейна в телекоммуникационных проектах интересно еще и тем, что его можно дополнить визуальными или музыкальными образами.

    ОтветитьУдалить
  5. Один из приемов ТРКМ - составление схем и диаграмм на основе анализа информации. В своем задании я использовала сервис ClassTools.NET. Сервис позволяет создавать диаграммы на основе шаблонов. Диаграмма позволяет проанализировать и систематизировать информацию, сделать на ее основе выводы. Разработанные во время проекта диаграммы могут быть использованы и в учебном процессе.

    ОтветитьУдалить
  6. Для своей странички по использованию ТРКМ, я использовала все возможности Google сервиса, это и составление анкет (дети должны сами продумать вопросы по заданной теме), полученные результаты в виде таблицы проанализировать, составить диаграмму и все это представить в виде презентации, встроенной в блог. Критерии я постаралась четко продумать по каждому слайду. Какой это титанический труд - продумывать этапы, критерии телекоммуникационного проекта. Хочется попробовать что то новое, но который раз убеждаешься, что освоенное старое - лучше и проще для учащихся. Поэтому я за Google!!!!! Наминас Ирина

    ОтветитьУдалить
  7. Приемы ТРКМ широко применяются в телекоммуникационных проектах. На основных этапах участникам предлагается таблица З-И-У, сравнительные таблицы изучаемых объектов, фишбоун, кластеры (ментальные карты), толстые и тонкие вопросы, синквейн. На этапе рефлексии очень эффективно использовать приём "Шесть шляп", Приемы ТРКМ делаю проект продуктивным и позволяют развивать мышление учащихся.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте! Для своего задания по использованию ТРКМ я выбрала приём "Таблицы" и приём "Шесть шляп мышления". Эти приёмы используются для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). "Таблицы" можно использовать для работы с текстами, для сравнения каких-либо событий с разных сторон. "Шесть шляп мышления" очень хорошо использовать на этапе рефлексии проекта в целом или отдельного этапа. Для реализации этих приёмов я использовала Документы Google: и анкету, и презентацию, и документы. Выполняя это задание убедилась в том, какая это сложная, но очень интересная работа!

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте. Я использовала таблицу З-И-У. Разместила её на Google в документе. Таблица "ЗИУ" направлена на выявление уровня первоначальных знаний и интересов. Ребята заполняют таблицу в начале и в конце проекта и могут наблюдать собственные достижения в конце проекта. Также обобщив все знания, полученные в ходе проекта учащиеся командами создают стенгазету на сервисе Wikiwall.

    ОтветитьУдалить
  10. Цель применения ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Использование технологии развития критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. ТРКМ позволяет существенно повысить интерес к изучаемому материалу и к процессу обучения, развивает умение самостоятельно обрабатывать информацию и повышает эффективность ее восприятия, формирует навыки диалогического общения и работы в коллективе.
    В своём задании мы постарались применить такие методы и приёмы ТРКМ как определение верных и неверных утверждений, методы активного чтения, написание творческой работы, которую затем каждая команда должна будет поместить в совместную стенгазету, созданную при помощи сервиса Wikiwall. Считаем, что это будет способствовать достижению цели, которая была названа выше.
    Команда "Синяя птица"

    ОтветитьУдалить
  11. Для своего задания я использовала приём кластера, чтобы участники проекта смогли "увидеть" проблему и в дальнейшем найти оптимальные пути её разрешения.Кластер я предлагаю создать при помощи сервиса lucidchart.com. Очень удобным мне показалось то, что этот сервис можно установить в качестве приложения на диск.

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте!
    Основная цель применения технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения.
    Основная особенность реализации ТРКМ в телекоммуникационных проектах – выбор сервиса web 2.0., соответствующего цели задания и технологии развития критического мышления.
    При разработке задания мною был выбран прием «фишбоун». Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
    Для составления схем «фишбоун» существует специальный сервис http://www.classtools.net/education-games-php/fishbone. Главный минус данного сервиса заключается в том, что нельзя изменить количество «косточек». Поэтому необходимо искать альтернативные варианты (например, использовать сервисы для создания ментальных карт или создания графических изображений).

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте! Мне очень трудно дался последний этап. Но, уж, что получилось. Использовала интересный сервис Thinglink - создание интерактивных плакатов, иллюстраций. Мне он очень понравился. Открываются такие возможности, что дух захватывает. Грузишь картинку и делаешь интерактивные метки. Минус данного сервиса - в отсутствии условий для совместной работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, как раз сервис дает отличные возможности для совместной деятельности, он изначально был создан для твиттера - для совместных меток

      Удалить
    2. Сервис действительно замечательный. Я его использовала в 4м этапе для совместного задания.

      Удалить
  14. Здравствуйте организаторы и участники проекта. Д. Дьюи сказал:"Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает". Выбранный мною сервис "Фишбоун"позволяет обучающимся обдумывать полученную информацию, отыскивать выход и наглядно схематически отображать причины, явления и т.д. Этот сервис очень прост в использовании, ярок и нагляден. Его можно использовать как для работы одной команды, так и для совместной деятельности. Тем самым повышается у ребят интерес к предмету.

    ОтветитьУдалить
  15. Добрый день, организаторы и участники проекта.! Очень трудный и интересный этот этап, узнала много новых приемов и технологий, которые постараюсь применить на уроках и во внеурочной деятельности. Я применила метод активного чтения, так как в нашей школе информатику начинают изучать с 8 класса, да и подготовка учеников в области информатики слабая, поэтому задания должны соответствовать уровню возможностей учеников, чтобы стимулировать дальнейшее изучение предмета.

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте. После 4 этапа как-то тяжело дался 5 этап... Много времени ушло на изучение приемов на ТРКМ. Остановилась на приме "Фишбоун", т.к. хорошо позволяет выделять главное, сравнивать, анализировать понятия (явления, факты).
    Если нельзя изменить количество косточек, то можно использовать графический редактор, н-р, Google-рисунки.

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте! ТРКМ позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с большим информационным потоком; умение выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного
    опыта , идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая
    мобильность); способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. В целом и цели телекоммуникационных проектов такие же, поэтому ТРКМ можно использовать на разных этапах телекоммуникационного проекта. Мы работая над 5 этапам использовали технологию "Лови ошибку", которая развивает критическое восприятие информации, в этом нам помог сервис learningapps.org, который открывает большие возможности применения ТРКМ в проектах и не только! Легкий и доступный!

    ОтветитьУдалить
  18. "Галактика"
    Мы выбрали стратегию РАФТ. Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся: готовность к импровизации, свободное взаимодействие (общение), анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру, дает возможность проявить свои способности и таланты. Для представления результатов работы на этом этапе мы выбрали сервис Glogster.com.

    ОтветитьУдалить
  19. Добрый день организаторы и участники проекта! С одной стороны 5 этап показался для меня не таким сложным, потому что накануне, участвуя в проекте "Технология развития критического мышления в образовательном процессе" как учитель биологии, проводимом МБОУ СОШ №4 г.Называевска (https://sites.google.com/site/trkmsosh4/home), мне пришлось познакомиться с приёмами данной технологии, что сократило время на их изучение. Но в то же время создание задания для учащихся начальных классов заставило меня ещё раз пересмотреть все приёмы и выделить более существенные уже в соответствии с возрастом учеников. Выбрала приём, применяемый на стадии рефлексии, потому что учащимся начальной школы сложно провести рефлексию именно в процессе познания. Для этого использовала таблицу "Знаю-Интересуюсь-Узнал". И что самое главное, дети с этой таблицей будут работать на протяжении всего проекта.

    ОтветитьУдалить
  20. Многие педагоги со мной согласятся, что презентация любого материала лучше усваивается, если полученные знания представить схематично. Составление схемы «Фишбоун» (один из приемов ТРКМ) помогает систематизировать материалы проблемного содержания. Скелет рыбы очень удобен для такой систематизации, так как в нем есть все составляющие любой проблемы (проблема-факты-причины-выводы). А решение проблем, поиск их сути способствует развитию критического мышления, так как полученная информация не только воспринимается визуально и на слух, но и требует осмысления. В своем задании я использовала схему «Фишбоун» для поиска причин возникновения экологических проблем.

    ОтветитьУдалить
  21. Приемы ТРКМ стараемся использовать на уроках и в проектах, потому что они отвечают требованиям сегодняшнего дня. У себя на странице использовали прием "6 шляп". В начале проекта чтобы определить есть ли проблема а может быть мы ее придумали, мы думаем что когда участники проекта посмотрят презентацию, то смогут оценить и проблему, а зптем мы попытаемся ее решить на этапах проекта.

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте! В своей работе использовала сервисы google-документы для создании диаграмм и фишбоуна. Считаю данные приемы ТРКМ позволяют установить причинно – следственные связи, прийти к выводу через аргументы, доказательства и совместное решение. Хотела использовать сервис classtools.net для создания фишбоуна ,но столкнулась с тем, что невозможно изменить количество косточек, т.е. шаблон скелета.

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте, уважаемые организаторы проекта! Для своего задания я выбрала прием ТРКМ «Представление информации в кластерах». Кластеры – графический способ организации, систематизации учебного материала. Размещение информации в кластере позволяет расположить мысли, идеи в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадиях вызова и рефлексии. В телекоммуникационном проекте есть возможность использования различных сервисов Web 2.0, что несомненно делает процесс создания кластеров еще более интересным и увлекательным для обучающихся.

    ОтветитьУдалить
  24. Здравствуйте, уважаемые организаторы и участники проекта! Выражение"Дорогу осилит идущий" как нельзя лучше характеризует работу 5 этапа по использованию ТРКМ. Для нашего этапа в проекте-рефлексивного, мы выбрали создание ментальной карты, как приема ТРКМ, который позволяет анализировать, систематизировать информацию в виде схем, визуализировать ее, а также позволяет выявлять проблемы, определять пути их решения, формирует умение работать с разными источниками информации.Выбирая подходящий для данного этапа работы сервис, изучили много других интересных сервисов Web 2.0, которые можно применять в совместной телекоммуникационной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  25. Здравствуйте! Критическое мышление позволяет нам проявлять мудрость и не попасть в досадное положение. Использование данной технологии учит выделять ошибки в рассуждении, отвергать ненужную информацию, выделять главное, а также стимулирует к самостоятельной поисковой творческой деятельности. На этом этапе мы использовали создание синквейна, который помогает на этапе рефлексии подвести итог.

    ОтветитьУдалить
  26. Здравствуйте! Действительно сил для проекта остается все меньше и меньше. Этот этап еще сложнее. Для выполнения задания использовала сервис playcast. В задании нудно было составить синквейн, который позволяет подвести итоги своей деятельности. Надеюсь справилась с заданием. Хотя возникло много трудностей.

    ОтветитьУдалить
  27. Здравствуйте! Телекоммуникационные проекты являются своеобразной практической площадкой для реализации технологии развития критического мышления. А использование таких сервисов Web 2.0, как фишбоун, ранжирование, 6 шляп, thinklink, ментальные карты и др, помогает ярко и оригинально представить свои идеи. Я же, как учитель английского языка, отдельно отметила ещё и облако слов, которое позволяет творчески подойти к вопросу осмысления темы и выделения ключевых слов.

    ОтветитьУдалить
  28. Что-то к концу совсем ни каких мыслей, я не учитель и не знаю технологию критического мышления, в основном работаю на развитие творческого мышления. Третий раз берусь за задание, уж что получилось то получилось не судите строго.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы уже победитель, видно, что Вам очень сложно, не все получается, но проект не бросили, продвигаетесь вперед. Ваши идеи очень интересные, спасибо

      Удалить
  29. Добрый вечер! С технологией критического мышления знакомы давно. Это именно та технология, которую необходимо реализовывать на современных детях. ТРКМ позволяет существенно повысить интерес к изучаемому материалу и к процессу обучения, развивает умение самостоятельно обрабатывать информацию и повышает эффективность ее восприятия. Развитие ТРКМ через телекоммуникационные проекты - это ещё один плюс.Выбирая подходящий для данного этапа работы сервис, изучили много других интересных сервисов Web 2.0. Остановились на http://puzzlecup.com/crossword/ создание кроссвордов по полученной информации.

    ОтветитьУдалить
  30. ТРКМ существенно повышает интерес к изучаемому материалу, к процессу обучения, развивает умение самостоятельно думать, обрабатывать информацию, извлекать полезную информацию, повышает эффективность ее восприятия, формирует навыки диалогического общения и работы в команде.

    ОтветитьУдалить
  31. Здравствуйте. Очень хотелось бы понять, что значит "цель задания не соответствует цели предполагаемого проекта". Проект связан с природными сообществами и цель этапа направлена на изучение и сравнение одного из сообществ, проект с использование ТРКМ и это отражено в цели. Уточните, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, это значит, что в Вашем задании не указана цель предполагаемого проекта, описано только задание, поэтому оценить соответствие не представляется возможным

      Удалить
    2. Цель проекта указана на предыдущем этапе (реклама). В этом задании нет критерия: прописана цель всего проекта.

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, оценивается 5 этап, оценить соответствие целей не представляется возможным.

      Удалить
    4. Я повторюсь: в критериях ЭТОГО ЭТАПА проекта нет критерия "указана цель всего проекта". Соответствие целям проекта у нас есть, так как он описан на протяжении всего проекта "На гребне волны". Оценивается пятый этап, но он является частью проекта. Нет смысла каждый раз описывать этапы разных проектов, если он уже задуман.
      У некоторых участников мы тоже не увидели цели всего проекта, но зачитано всё. . У многих балл снижен именно за по этому критерию. Это значит, что критерии к данному этапу прописаны не корректно. И в этом вина не участников.
      Извините, если что-то не так, но формирующие оценивание должно соответствовать указанным критериям.

      Удалить
    5. Вы совершенно правы, многие участники цель проекта не указали, их оценки пересмотрены.
      "Это значит, что критерии к данному этапу прописаны не корректно." - возможно, но половина участников указали цель проекта, менять критерии по ходу проекта недопустимо.

      Удалить
    6. Спасибо за ответ. Но в случае если допущена неточность, критерий просто снимают с оценивания, не меняя все остальные. Мы так делали в проектах с детьми, когда сами были авторами. Всего сразу предусмотреть невозможно и это лучший выход из ситуации, но решать Вам.

      Удалить